• Г. Г.  Харди. Апология математика
    Апология математика
    Г. Г. Харди
    В книге в живой увлекательной форме рассказано о специальности математика, математической теории, научной атмосфере Кембриджа начала века. Профессор Г.Харди - выдающийся английский математик, его научное творчество совместно с Д.Литлвудом привело к ряду замечательных открытий. Для широкого круга читателей - математиков, историков, философов, студентов, научных работников, а также для школьников.
  • А. И. Володарский. Ариабхата
    Ариабхата
    А. И. Володарский
    Настоящая работа, первое издание которой вышло к 1500-летнему юбилею великого индийского математика и астронома Ариабхаты, освещает весь круг проблем, затронутых этим ученым-энциклопедистом: системы нумераций, арифметику, алгебру, теорию чисел, геометрию, тригонометрию, астрономию. Деятельность Ариабхаты рассматривается в тесной связи с развитием всей древнеиндийской математики и астрономии; прослеживается влияние его идей на ученых стран Ближнего и Среднего Востока и средневековой Европы. Книга будет полезна как специалистам в области истории и методологии естественных наук, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей науки.
  • Ливио Марио. Был ли Бог математиком? Галопом по божественной Вселенной с калькулятором, штангенциркулем и таблицами Брадиса
    Ливио Марио
    Альберт Эйнштейн писал: "Как так получилось, что математика, продукт человеческой мысли, независимый от опыта, так прекрасно соотносится с объектами физической реальности?" Наука предлагает абстрактную математическую модель, а спустя какое-то время (иногда десятилетия) выясняется, что эта модель существует в реальности! Так кто же придумал математику - мы сами или Вселенная? Может быть, математика - язык, на котором говорит с нами мироздание?  Блестящий физик и остроумный писатель Марио Ливио рассказывает о математических идеях от Пифагора до наших дней и показывает, как абстрактные формулы и умозаключения помогли нам описать Вселенную и ее законы.   Книга адресована всем любознательным читателям независимо от возраста и образования.  Автор книги "Был ли Бог математиком?" астрофизик Марио Ливио рассматривает жизнь и поразительные открытия величайших математиков в истории, чтобы ответить на вопрос: что такое математика? Абстрактная конструкция человеческого разума или знание, созданное Божественным разумом? Великие умы давно указывали на удивительные свойства математики, на ее способность точно описывать физические законы, на возможность делать открытия задолго до того, как их совершали физики или химики. Как абстрактная дисциплина может так прекрасно объяснить естественный мир?  Физик и писатель Марио Ливио в книге "Был ли Бог математиком?" блестяще исследует математические идеи от Пифагора до наших дней и показывает нам, как интригующие вопросы и гениальные ответы привели к познанию мира.   Отзывы "Понятно даже дилетанту. Доктор Ливио сплетает воедино науку, историю, философию. Он вдохнул жизнь в образы самых известных мыслителей и математиков. Он объясняет сложнейшие теории так четко и лаконично, что даже самый далекий от науки человек с легкостью поймет их. Будь он учителем в моей школе или университете, я бы без сомнения смог понять и полюбить точные науки." Х.Чайлдресс "Почему этот вопрос не пришел мне в голову раньше?! Все, кто интересуются математикой, философией или наукой, будут в восторге от этой книги. Хотя я всегда знал, что все фундаментальные теории мироздания основаны на математике, мне почему-то никогда не приходило в голову поинтересоваться: почему математика столь всеведуща? Ливио объясняет, почему этот вопрос даже важнее ответа. И это делает книгу совершенно уникальной. Это не столько история математики, сколько история гениальных прозрений." М.Корс "Научный детектив. После сказочной книги "Число Бога. Золотое сечение - формула мироздания" Ливио берется за вопрос о "необоснованной эффективности" математики в объяснении мира. Смешав философию, математику и прочие науки, он создает интеллектуальное чтение, которое воспринимается почти как детектив. Мне понравился, в частности, раздел, посвященный идеям Архимеда и Галилея, и глава о логике, которая была сложной, но увлекательной." Дж.Райдер "История идей и свежие гипотезы. Марио Ливио делает попытку исследовать отношения между математикой, Вселенной и человеческим разумом. Это такая амбициозная цель, что я был сначала настроен скептически: "Что можно рассказать об этом в популярной книге?" Однако в этой книге Ливио не только знакомит нас с историей идей, но и подкидывает свежие удивительные гипотезы. Настоятельно рекомендуется." Л.Купер "Эта книга будит мысль! Хотя я далеко не математик, я нашел дискуссии, представленные в этой книге, о природе математики и о причинах ее успеха как "языка" науки очень увлекательными. Мыслители буквально ожили на этих страницах. Это одна из самых увлекательных и полезных книг среди всего, что я прочла." Э.Проктор Кому интересна книга 1. Всем, кто интересуется современной наукой. В книге вас ждет увлекательное путешествие по миру научных открытий, фактов, гипотез. 2. Тем, кто хочет поближе познакомиться с такой наукой, как математика, узнать о ее загадках и тайнах. 3. Тому, кто всегда не любил математику, естественные и точные науки. Эта увлекательная книга читается на одном дыхании и понятна даже дилетанту! 4. Тем, кто стремится расширить свой кругозор, получить новые знания. 5. Тем, кто хочет взглянуть на привычные вещи под другим углом, задаться вопросами о сущности науки и Вселенной. Пять причин, почему стоит прочитать книгу 1. Перед вами работа одного из выдающихся ученых современности. 2. В этой книге ставится вопрос, над которым мало кто задумывался. Эта книга расширяет горизонты, помогает по-новому взглянуть на привычные явления. 3. Эта книга позволяет приобщиться к тайне озарений, посещающих гениев. Каждый человек сможет "залезть" в мозг гения и почувствовать себя в его роли! 4. Дает удовольствие при прочтении. Книга написана и переведена великолепно! 5. Развивает ум, повышает интеллектуальный уровень. Теги Наука, математика, физика, космос, мистика, эзотерика, знаменитости, история, исследование, беллетристика, детектив, гении науки. Цитаты "Несколько лет назад я выступал с докладом в Корнельском университете. На одном из слайдов в моей презентации значилось: "Бог - математик?" И едва этот слайд появился на экране, как одна студентка в первом ряду ахнула и громко прошептала: "О Господи, надеюсь, нет!"" "Понятия и отношения, которые математики изучают ради чистой науки, даже и не думая об их практическом применении, спустя десятки, а иногда и сотни лет нежданно-негаданно оказываются решениями задач, которые коренятся в физической реальности! Как такое может быть?" "Неужели это какой-то хитроумный розыгрыш - ведь все попытки человека что-то понять, в чем-то разобраться приводят в конце концов к открытию все новых отраслей математики, по законам которой, как видно, создана и сама Вселенная, и мы, ее сложные творения?" "Взгляните на фрагмент карты Манхэттена. Если вы стоите на углу Тридцать четвертой улицы и Восьмой авеню, а у вас назначено свидание на углу Пятьдесят девятой улицы и Пятой авеню, найти дорогу не составит труда, верно? Именно в этом и заключалась идея новой геометрии по Декарту". "Лишь когда Ньютон доказал эту великолепную теорему - а мы с его собственных слов знаем, что он никак не ожидал столь красивого результата, пока не получил его после математических выкладок, - перед ним открылась вся механика Вселенной…" Об авторе Марио Ливио - астрофизик, автор многочисленных научно-популярных книг, многие из которых стали бестселлерами. Учился в Еврейском университете в Иерусалиме, где защитил диплом по теоретической физике частиц. Также учился в Институте Вейцмана, где и защитил докторскую степень физика-теоретика. С 1981 по 1991 год был профессором физики на физическом факультете Техниона - Израильского технологического института. В настоящее время работает в Институте космических исследований НАСА.
  • Л. Э. Эльсгольц. Вариационное исчисление
    Вариационное исчисление
    Л. Э. Эльсгольц
    Л.Э.Эльсгольц — известный математик, внесший большой вклад в исследование качественных методов в вариационных задачах, а также в развитие теории дифференциальных уравнений. Его педагогическая деятельность, высокое лекторское мастерство, неутомимая пропаганда математики нашли отражение в написанных им учебниках для математиков, физиков и инженеров. Настоящая книга — классический учебник по вариационному исчислению для студентов физических и физико-математических факультетов университетов. В ее основу положены лекции, которые автор в течение ряда лет читал на физическом факультете МГУ. В книге представлено непревзойденное изложение методов решения различных вариационных задач с иллюстрацией основных способов их исследования. Каждая глава снабжена задачами для самостоятельного решения. Книга будет полезна и интересна и тем, кто только начинает знакомство с предметом, и тем, кто стремится углубить свои знания в этой области.
  • Иэн Стюарт. Величайшие математические задачи
    Величайшие математические задачи
    Иэн Стюарт
    Закономерности простых чисел и теорема Ферма, гипотеза Пуанкаре и сферическая симметрия Кеплера, загадка числа Пи и орбитальный хаос в небесной механике. Многие из нас лишь краем уха слышали о таинственных и непостижимых загадках современной математики. Между тем, как ни парадоксально, фундаментальная цель этой науки - раскрывать внутреннюю простоту самых сложных вопросов. Английский математик и популяризатор науки, профессор Иэн Стюарт, помогает читателю преодолеть психологический барьер. Увлекательно и доступно он рассказывает о самых трудных задачах, над которыми бились и продолжают биться величайшие умы, об истоках таких проблем, о том, почему они так важны и какое место занимают в общем контексте математики и естественных наук. Эта книга - проводник в удивительный и загадочный мир чисел, теорем и гипотез, на передний край математической науки, которая новыми методами пытается разрешить задачи, поставленные перед ней тысячелетия назад.
  • Клиффорд Пиковер. Великая математика. От Пифагора до 57-мерных объектов. 250 основных вех в истории математики
    Клиффорд Пиковер
    Когда люди завязали первые узлы? Почему убили первую женщину-математика? Можно ли вывернуть сферу наизнанку? Это лишь некоторые из вопросов, ответы на которые даются в прекрасно иллюстрированной книге Клиффорда Пиковера. Автор раскрывает о самых значительных вехах и самых увлекательных и удивительных идеях в развитии математики, раскрывает магию и тайны королевы наук. Ведь математика пронизывает все области науки. С её помощью можно исследовать и объяснять цвет закатного неба и архитектуру нашего мозга, она помогает в изучении субатомных квантовых структур и получении изображений далеких галактик. Книга ВЕЛИКАЯ МАТЕМАТИКА - это увлекательное путешествие по 250 математическим открытиям: от шагомера древних муравьев и первых счетов до открытия фракталов и поисков новых размерностей. В книге также рассказывается об идеях выдающихся мыслителей: от Пифагора и Евклида до идола современной математики Мартина Гарднера и космолога Макса Тегмарка. Известные формулы и математические понятия сопровождаются интересными фактами из жизни математиков и сведениями о практическом воплощении доказанных ими теорем. Статьи о математических открытиях расположены в хронологическом порядке и сопровождаются красочными иллюстрациями.
  • А. Я. Хинчин. Великая теорема Ферма
    Великая теорема Ферма
    А. Я. Хинчин
    Во всей истории математической мысли вряд ли можно найти другую задачу, которая в такой степени привлекала бы к себе научные усилия на протяжении столетий. В классической работе выдающегося отечественного математика А.Я.Хинчина, посвященной Великой теореме Ферма, даются сведения по истории этой проблемы и уделяется внимание методу, которым мог пользоваться Ферма при доказательстве своей теоремы. Приводятся доказательство для случая n = 4 и краткий обзор других важнейших результатов. В дополнении подробно изложены исследования немецкого математика Э.Куммера. Чтение книги, за исключением дополнения, доступно любому читателю, знакомому с элементарной арифметикой. Рекомендуется математикам, историкам и методологам науки, студентам вузов и учащимся средних школ, а также широкому кругу любителей математики.
  • Е. М. Полищук. Вито Вольтерра. 1860-1940
    Вито Вольтерра. 1860-1940
    Е. М. Полищук
    Настоящая книга посвящена жизни и творчеству Вито Вольтерры - одного из наиболее известных итальянских математиков нового времени. Автор подробно прослеживает жизненный путь ученого от школьных лет до его драматического завершения. Освещаются наиболее известные работы Вольтерры в области дифференциальных уравнений с частными производными, теории упругости, интегральных и интегро-дифференциальных уравнений, функционального анализа. Последовательно и глубоко раскрывается суть теоретических исследований ученого, подчеркивается их связь с физическими основами предмета, указывается их роль в последующем развитии соответствующих теорий.Книга рассчитана на широкий круг читателей - математиков, механиков, физиков и всех, кто интересуется историей математики и естествознания; может быть полезна студентам и аспирантам физико-математических вузов.
  • К. А. Рыбников. Возникновение и развитие математической науки
    Возникновение и развитие математической науки
    К. А. Рыбников
    Настоящая книга содержит описание путей формирования первичных знаний теоретической математики, очерки истории математических дисциплин, преподаваемых в школе. Цель книги - дать читателям, прежде всего учителям и студентам, представление об опыте развития математических знаний и убедительно показать, что знание этого опыта будет содействовать выполнению ими своих профессиональных обязанностей - обучению детей математике и привитию им навыков логически строгих элементов научного мышления. В ходе изложения историко-научный материал тесно связан с проблемами преподавания математики в школе. Книга предназначена в первую очередь учителям математики в средних школах, студентам математических специальностей университетов и педагогических институтов, готовящимся к работе в школе, а также самим школьникам.
  • И. Г. Башмакова. Диофант и диофантовы уравнения
    Диофант и диофантовы уравнения
    И. Г. Башмакова
    Настоящая книга посвящена методам александрийского математика Диофанта для решения неопределенных уравнений второго и третьего порядка в рациональных числах и их истории. Попутно рассматривается вопрос о числовой системе, которую применял Диофант, и о его буквенной символике. В начале книги приводятся сведения о жизни и творчестве Диофанта, а в конце дается список наиболее доступных изданий его "Арифметики" и сочинений о ней.Книга рассчитана на широкий круг читателей: она будет полезна преподавателям математики вузов и школ, студентам физико-математических факультетов, инженерам и школьникам старших классов специализированных школ (с математическим уклоном).
  • Е. М. Полищук, Т. О. Шапошникова. Жак Адамар. 1865-1963
    Жак Адамар. 1865-1963
    Е. М. Полищук, Т. О. Шапошникова
    Книга представляет собой первую на русском языке научную биографию выдающегося французского математика Жака Адамара, прославившегося работами во многих областях математики: теории функций комплексной переменной, теории чисел, математической физике, гидродинамике, аналитической механике, геометрии, вариационном исчислении, функциональном анализе.Рассчитана на широкий круг читателей -математиков и механиков.
  • Р. М. Асланов, Е. В. Беляева, Т. Х. Гасанова. Женщины-математики России и Азербайджана. Историко-математические очерки
    Женщины-математики России и Азербайджана. Историко-математические очерки
    Р. М. Асланов, Е. В. Беляева, Т. Х. Гасанова
    Это издание, несомненно, будет полезно студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям и всем интересующимся историей женщин-математиков России и Азербайджана, творивших эту историю. Книга может быть использована в качестве дополнительного материала по предмету "История математики".
  • И. Я. Депман. Из истории математики
    Из истории математики
    И. Я. Депман
    Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного педагога и историка математики И.Я.Денмана (1885-1970), в которой описывается, как возникли и развивались основные разделы и понятия начальной математики. В книге рассказано о зарождении математики у древнейших народов - вавилонян, египтян, индусов; дана картина математических знаний у армян, народов Средней Азии и русского народа до восемнадцатого столетия. Целый раздел посвящен отдельным вопросам истории арифметики, начал алгебры и геометрии. В этом же разделе рассказано о работах крупнейших русских ученых и педагогов, которые занимались проблемами, имеющими непосредственную связь с изучаемой в школе начальной математикой. Книга написана в форме рассказов, относящихся к тем вопросам математики, которые изучаются в пятых-седьмых классах средней школы, и поэтому предназначена прежде всего для учащихся; однако она будет интересна и более широкому кругу читателей - математикам, историкам науки, студентам математических и педагогических вузов, а также всем, кто интересуется историей математики.
  • Стивен Кранц. Изменчивая природа математического доказательства. Доказать нельзя поверить
    Изменчивая природа математического доказательства. Доказать нельзя поверить
    Стивен Кранц
    Книга знакомит читателя с тем, как развивалось с течением времени понятие математического доказательства. Некоторые иллюстративные и интересные математические результаты приведены с доказательствами и поясняющими примерами. Рассмотрен вклад в историю доказательства многих великих математиков. Легкий и увлекательный стиль автора делает изложение доступным широкому кругу читателей. Для преподавателей математики, студентов и всех, интересующихся математическими науками.
  • Ричард Манкевич. История математики
    История математики
    Ричард Манкевич
    Эта книга, по словам самого автора, - "путешествие во времени от вавилонских "шестидесятников" до фракталов и размытой логики". Таких "от... и до..." в "Истории математики" много. От загадочных счетных палочек первобытных людей до первого "калькулятора" - абака. От древневавилонской системы счисления до первых практических карт. От древнегреческих астрономов до живописцев Средневековья. От иллюстрированных средневековых трактатов до "математического" сюрреализма двадцатого века... Но книга рассказывает не только об истории науки. Читатель узнает немало интересного о взлетах и падениях древних цивилизаций, о современной астрономии, об искусстве шифрования и уловках взломщиков кодов, о военной стратегии, навигации и, конечно же, о современном искусстве, непременно включающем в себя компьютерную графику и непостижимые фрактальные узоры.
  • И. Г. Цейтен. История математики в древности и в Средние века
    История математики в древности и в Средние века
    И. Г. Цейтен
    Книга крупнейшего специалиста в области истории математики И.Г.Цейтена дает целостный и оригинальный обзор развития математики в древности и в Средние века. Основное внимание автор уделяет центральным идеям и методам, их происхождению и развитию. Особенно детальному разбору подвергнуты результаты деятельности Евклида, Архимеда, Аполлония. Для чтения книги необходимо некоторое знакомство с элементарной математикой и началами аналитической геометрии и исчисления бесконечно малых. Второе издание книги было подготовлено к печати А.П.Юшкевичем, снабдившим также перевод несколькими примечаниями. Все они помещены в конце книги, а места текста, к которым они относятся, отмечены звездочкой. Книга будет интересна не только специалистам - математикам, философам, историкам науки, но и всем, кто интересуется проблемами истории естественных наук.
  • Г. Н. Попов. История математики. Греция. Арабский халифат. Западная Европа (XVI-XVIII века). Индия. Китай
    Г. Н. Попов
    Настоящая книга представляет собой курс лекций по истории математики, цель которого - осветить в общих чертах кропотливую работу человеческой мысли, на протяжении десятков веков создававшей величественное здание современной математической науки. Книга адресована математикам и историкам науки, учителям средних школ, преподавателям и студентам математических и педагогических вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей становления и развития математики.
  • М. Е. Ващенко-Захарченко. Исторический очерк развития геометрии. Античность. Европейское Средневековье
    Исторический очерк развития геометрии. Античность. Европейское Средневековье
    М. Е. Ващенко-Захарченко
    Вниманию читателей предлагается книга отечественного математика М.Е.Ващенко-Захарченко, посвященная истории развития геометрии в Античности и в Средние века. Подробно рассматривается развитие геометрии в различных древнегреческих философских школах - ионийской, пифагорейской, платоновской, александрийской, описываются методы, предложенные греческими математиками, излагается содержание наиболее выдающихся математических сочинений. Описывается состояние геометрии во времена господства римлян. Прослеживается развитие геометрии в средневековой Западной Европе вплоть до эпохи Возрождения. Книга будет интересна математикам, историкам науки и философии, преподавателям и студентам математических факультетов вузов, а также самому широкому кругу читателей.
  • И. Я. Депман. История арифметики
    История арифметики
    И. Я. Депман
    Предлагаемая читателю книга известного историка математики и педагога И.Я.Депмана представляет собой собрание очерков по истории арифметики. С исторической точки зрения освещаются все основные разделы арифметики, составляющие содержание школьного курса. Автор сознательно ограничивается изложением тех исторических сведений, которые могут быть использованы учителем для того, чтобы сделать уроки арифметики более интересными и содержательными. Книга предназначена в первую очередь для учителей математики; она будет интересна студентам педагогических вузов, а также, благодаря доступности изложения, широкому кругу любителей математики.
  • Т. С. Полякова. История математического образования в России
    История математического образования в России
    Т. С. Полякова
    В книге рассмотрена история отечественного математического образования эпохи Российской империи. Книга адресована научным сотрудникам в области истории математики и истории образования, преподавателям математики высших и средних учебных заведений, студентам математических специальностей и всем, кто озабочен судьбой российского математического образования.