• Станислав Улам. Аналогии между аналогиями. Математические доклады С. М. Улама и его коллег по Лос-Аламосской лаборатории
    Станислав Улам
    За 40 лет своей работы в Лос-Аламосской Национальной лаборатории математик Станислав Улам написал большое число лабораторных отчетов, обычно в соавторстве с коллегами. Некоторые из них остаются засекреченными по сей день. Остальные, будучи собранными в настоящий сборник, теперь впервые становятся доступными для математиков, физиков и историков науки. Замечательна актуальность этих работ. Они содержат основополагающие идеи в таких областях, как нелинейные стохастические процессы, параллельные вычисления, клеточные автоматы, математическая биология. Собрание этих работ представляет также исторический интерес. В период Второй мировой войны и после нее сложность задач на передних рубежах науки далеко превосходила возможности существовавшей тогда техники. Еще предстояло создать электронные вычислительные машины и разработать новые методы расчета на основе наиболее абстрактных идей фундаментальной математики и теоретической физики. В решение этих и других задач физики, астрономии и биологии Улам сумел привнести как общие представления, так и конкретные концептуальные предложения. Его плодотворные идеи далеко опередили свое время и охватили многие области науки. Его математическая многосторонность может служить иллюстрацией к высказыванию его друга и наставника великого польского математика Стефана Банаха о том, что наиболее выдающиеся математики "умеют видеть аналогии между аналогиями". Отчеты Лос-Аламосской лаборатории, подготовленные к печати А.Р.Беднареком и Фр.Улам, предоставляют уникальную возможность ближе познакомиться с одним из выдающихся умов и пионеров науки двадцатого века.
  • Ливио Марио. Был ли Бог математиком? Галопом по божественной Вселенной с калькулятором, штангенциркулем и таблицами Брадиса
    Ливио Марио
    Альберт Эйнштейн писал: "Как так получилось, что математика, продукт человеческой мысли, независимый от опыта, так прекрасно соотносится с объектами физической реальности?" Наука предлагает абстрактную математическую модель, а спустя какое-то время (иногда десятилетия) выясняется, что эта модель существует в реальности! Так кто же придумал математику - мы сами или Вселенная? Может быть, математика - язык, на котором говорит с нами мироздание?  Блестящий физик и остроумный писатель Марио Ливио рассказывает о математических идеях от Пифагора до наших дней и показывает, как абстрактные формулы и умозаключения помогли нам описать Вселенную и ее законы.   Книга адресована всем любознательным читателям независимо от возраста и образования.  Автор книги "Был ли Бог математиком?" астрофизик Марио Ливио рассматривает жизнь и поразительные открытия величайших математиков в истории, чтобы ответить на вопрос: что такое математика? Абстрактная конструкция человеческого разума или знание, созданное Божественным разумом? Великие умы давно указывали на удивительные свойства математики, на ее способность точно описывать физические законы, на возможность делать открытия задолго до того, как их совершали физики или химики. Как абстрактная дисциплина может так прекрасно объяснить естественный мир?  Физик и писатель Марио Ливио в книге "Был ли Бог математиком?" блестяще исследует математические идеи от Пифагора до наших дней и показывает нам, как интригующие вопросы и гениальные ответы привели к познанию мира.   Отзывы "Понятно даже дилетанту. Доктор Ливио сплетает воедино науку, историю, философию. Он вдохнул жизнь в образы самых известных мыслителей и математиков. Он объясняет сложнейшие теории так четко и лаконично, что даже самый далекий от науки человек с легкостью поймет их. Будь он учителем в моей школе или университете, я бы без сомнения смог понять и полюбить точные науки." Х.Чайлдресс "Почему этот вопрос не пришел мне в голову раньше?! Все, кто интересуются математикой, философией или наукой, будут в восторге от этой книги. Хотя я всегда знал, что все фундаментальные теории мироздания основаны на математике, мне почему-то никогда не приходило в голову поинтересоваться: почему математика столь всеведуща? Ливио объясняет, почему этот вопрос даже важнее ответа. И это делает книгу совершенно уникальной. Это не столько история математики, сколько история гениальных прозрений." М.Корс "Научный детектив. После сказочной книги "Число Бога. Золотое сечение - формула мироздания" Ливио берется за вопрос о "необоснованной эффективности" математики в объяснении мира. Смешав философию, математику и прочие науки, он создает интеллектуальное чтение, которое воспринимается почти как детектив. Мне понравился, в частности, раздел, посвященный идеям Архимеда и Галилея, и глава о логике, которая была сложной, но увлекательной." Дж.Райдер "История идей и свежие гипотезы. Марио Ливио делает попытку исследовать отношения между математикой, Вселенной и человеческим разумом. Это такая амбициозная цель, что я был сначала настроен скептически: "Что можно рассказать об этом в популярной книге?" Однако в этой книге Ливио не только знакомит нас с историей идей, но и подкидывает свежие удивительные гипотезы. Настоятельно рекомендуется." Л.Купер "Эта книга будит мысль! Хотя я далеко не математик, я нашел дискуссии, представленные в этой книге, о природе математики и о причинах ее успеха как "языка" науки очень увлекательными. Мыслители буквально ожили на этих страницах. Это одна из самых увлекательных и полезных книг среди всего, что я прочла." Э.Проктор Кому интересна книга 1. Всем, кто интересуется современной наукой. В книге вас ждет увлекательное путешествие по миру научных открытий, фактов, гипотез. 2. Тем, кто хочет поближе познакомиться с такой наукой, как математика, узнать о ее загадках и тайнах. 3. Тому, кто всегда не любил математику, естественные и точные науки. Эта увлекательная книга читается на одном дыхании и понятна даже дилетанту! 4. Тем, кто стремится расширить свой кругозор, получить новые знания. 5. Тем, кто хочет взглянуть на привычные вещи под другим углом, задаться вопросами о сущности науки и Вселенной. Пять причин, почему стоит прочитать книгу 1. Перед вами работа одного из выдающихся ученых современности. 2. В этой книге ставится вопрос, над которым мало кто задумывался. Эта книга расширяет горизонты, помогает по-новому взглянуть на привычные явления. 3. Эта книга позволяет приобщиться к тайне озарений, посещающих гениев. Каждый человек сможет "залезть" в мозг гения и почувствовать себя в его роли! 4. Дает удовольствие при прочтении. Книга написана и переведена великолепно! 5. Развивает ум, повышает интеллектуальный уровень. Теги Наука, математика, физика, космос, мистика, эзотерика, знаменитости, история, исследование, беллетристика, детектив, гении науки. Цитаты "Несколько лет назад я выступал с докладом в Корнельском университете. На одном из слайдов в моей презентации значилось: "Бог - математик?" И едва этот слайд появился на экране, как одна студентка в первом ряду ахнула и громко прошептала: "О Господи, надеюсь, нет!"" "Понятия и отношения, которые математики изучают ради чистой науки, даже и не думая об их практическом применении, спустя десятки, а иногда и сотни лет нежданно-негаданно оказываются решениями задач, которые коренятся в физической реальности! Как такое может быть?" "Неужели это какой-то хитроумный розыгрыш - ведь все попытки человека что-то понять, в чем-то разобраться приводят в конце концов к открытию все новых отраслей математики, по законам которой, как видно, создана и сама Вселенная, и мы, ее сложные творения?" "Взгляните на фрагмент карты Манхэттена. Если вы стоите на углу Тридцать четвертой улицы и Восьмой авеню, а у вас назначено свидание на углу Пятьдесят девятой улицы и Пятой авеню, найти дорогу не составит труда, верно? Именно в этом и заключалась идея новой геометрии по Декарту". "Лишь когда Ньютон доказал эту великолепную теорему - а мы с его собственных слов знаем, что он никак не ожидал столь красивого результата, пока не получил его после математических выкладок, - перед ним открылась вся механика Вселенной…" Об авторе Марио Ливио - астрофизик, автор многочисленных научно-популярных книг, многие из которых стали бестселлерами. Учился в Еврейском университете в Иерусалиме, где защитил диплом по теоретической физике частиц. Также учился в Институте Вейцмана, где и защитил докторскую степень физика-теоретика. С 1981 по 1991 год был профессором физики на физическом факультете Техниона - Израильского технологического института. В настоящее время работает в Институте космических исследований НАСА.
  • Владимир Арнольд. В. И. Арнольд. К восьмидесятилетию
    В. И. Арнольд. К восьмидесятилетию
    Владимир Арнольд
    Сборник статей, посвященный восьмидесятилетию со дня рождения выдающегося математика Владимира Игоревича Арнольда, содержит его собственные статьи о его жизни и творчестве, а также воспоминания друзей, коллег и учеников.Для широкого круга читателей.
  • Л. Э. Эльсгольц. Вариационное исчисление
    Вариационное исчисление
    Л. Э. Эльсгольц
    Л.Э.Эльсгольц — известный математик, внесший большой вклад в исследование качественных методов в вариационных задачах, а также в развитие теории дифференциальных уравнений. Его педагогическая деятельность, высокое лекторское мастерство, неутомимая пропаганда математики нашли отражение в написанных им учебниках для математиков, физиков и инженеров. Настоящая книга — классический учебник по вариационному исчислению для студентов физических и физико-математических факультетов университетов. В ее основу положены лекции, которые автор в течение ряда лет читал на физическом факультете МГУ. В книге представлено непревзойденное изложение методов решения различных вариационных задач с иллюстрацией основных способов их исследования. Каждая глава снабжена задачами для самостоятельного решения. Книга будет полезна и интересна и тем, кто только начинает знакомство с предметом, и тем, кто стремится углубить свои знания в этой области.
  • Иэн Стюарт. Величайшие математические задачи
    Величайшие математические задачи
    Иэн Стюарт
    Закономерности простых чисел и теорема Ферма, гипотеза Пуанкаре и сферическая симметрия Кеплера, загадка числа Пи и орбитальный хаос в небесной механике. Многие из нас лишь краем уха слышали о таинственных и непостижимых загадках современной математики. Между тем, как ни парадоксально, фундаментальная цель этой науки - раскрывать внутреннюю простоту самых сложных вопросов. Английский математик и популяризатор науки, профессор Иэн Стюарт, помогает читателю преодолеть психологический барьер. Увлекательно и доступно он рассказывает о самых трудных задачах, над которыми бились и продолжают биться величайшие умы, об истоках таких проблем, о том, почему они так важны и какое место занимают в общем контексте математики и естественных наук. Эта книга - проводник в удивительный и загадочный мир чисел, теорем и гипотез, на передний край математической науки, которая новыми методами пытается разрешить задачи, поставленные перед ней тысячелетия назад.
  • Клиффорд Пиковер. Великая математика. От Пифагора до 57-мерных объектов. 250 основных вех в истории математики
    Клиффорд Пиковер
    Когда люди завязали первые узлы? Почему убили первую женщину-математика? Можно ли вывернуть сферу наизнанку? Это лишь некоторые из вопросов, ответы на которые даются в прекрасно иллюстрированной книге Клиффорда Пиковера. Автор раскрывает о самых значительных вехах и самых увлекательных и удивительных идеях в развитии математики, раскрывает магию и тайны королевы наук. Ведь математика пронизывает все области науки. С её помощью можно исследовать и объяснять цвет закатного неба и архитектуру нашего мозга, она помогает в изучении субатомных квантовых структур и получении изображений далеких галактик. Книга ВЕЛИКАЯ МАТЕМАТИКА - это увлекательное путешествие по 250 математическим открытиям: от шагомера древних муравьев и первых счетов до открытия фракталов и поисков новых размерностей. В книге также рассказывается об идеях выдающихся мыслителей: от Пифагора и Евклида до идола современной математики Мартина Гарднера и космолога Макса Тегмарка. Известные формулы и математические понятия сопровождаются интересными фактами из жизни математиков и сведениями о практическом воплощении доказанных ими теорем. Статьи о математических открытиях расположены в хронологическом порядке и сопровождаются красочными иллюстрациями.
  • Е. М. Полищук. Вито Вольтерра. 1860-1940
    Вито Вольтерра. 1860-1940
    Е. М. Полищук
    Настоящая книга посвящена жизни и творчеству Вито Вольтерры - одного из наиболее известных итальянских математиков нового времени. Автор подробно прослеживает жизненный путь ученого от школьных лет до его драматического завершения. Освещаются наиболее известные работы Вольтерры в области дифференциальных уравнений с частными производными, теории упругости, интегральных и интегро-дифференциальных уравнений, функционального анализа. Последовательно и глубоко раскрывается суть теоретических исследований ученого, подчеркивается их связь с физическими основами предмета, указывается их роль в последующем развитии соответствующих теорий.Книга рассчитана на широкий круг читателей - математиков, механиков, физиков и всех, кто интересуется историей математики и естествознания; может быть полезна студентам и аспирантам физико-математических вузов.
  • И. Г. Башмакова, Е. И. Славутин. История диофантова анализа от Диофанта до Ферма
    История диофантова анализа от Диофанта до Ферма
    И. Г. Башмакова, Е. И. Славутин
    Монография резюмирует многолетние исследования авторов по истории одного из важнейших разделов современной математики - теории диофантовых уравнений. Она содержит оригинальный анализ "Арифметики" Диофанта Александрийского (III в. н. э.), трудов математиков средневекового Востока и Европы вплоть до Ферма. Книга адресована специалистам-математикам, историкам науки, а также читателям, интересующимся математикой и ее историей.
  • К. А. Рыбников. История математики. Подисциплинарное изложение. Геометрия. Алгебра и теория чисел. Математический анализ. Теория вероятностей и математическая статистика. Дискретная математика
    К. А. Рыбников
    Для математиков любой специальности вопросы о том, как сложились состав и структура современных математических дисциплин, как появились первичные математические представления, как проходили этапы их совершенствования, никогда не теряли своей актуальности. Не потеряют они ее и в будущем. Правильное освещение этих вопросов необходимо при анализе логических основ и состава математики. Не менее необходимо такое знание для преподавания этой науки.В настоящем учебнике приводятся очерки развития математических дисциплин, преподавание которых предусматривается учебными планами университетов и вузов: геометрии, алгебры и теории чисел, математического анализа, математики случайных событий, ситуаций и процессов, дискретной математики. Точность, широта и доступность изложения дополняются четкой последовательностью глав и разделов, позволяющей проследить важнейшие проблемы и направления развития математической науки на протяжении ее многовековой истории.Математический и исторический материал, рассматриваемый в книге, относится в основном к последним трем-четырем столетиям (главы 4–10). Развитие математики в течение многих предшествующих веков дается в главах 1–3. В главе 11 содержится очерк развития математики в России, дополняющий многочисленные сведения о наиболее важных достижениях российских математиков, отраженные в предыдущих главах. Для студентов математических специальностей, научных сотрудников и преподавателей, желающих повысить свою квалификацию.
  • Ю. А. Белый. Йоганн Мюллер (Региомонтан). 1436-1476. Становление математики в Европе. Предкоперниканская астрономия
    Ю. А. Белый
    Книга посвящена жизни и деятельности одного из наиболее видных представителей научной мысли второй половины XV века Йоганна Мюллера, известного под именем Региомонтана, который внес значительный вклад в развитие математики, создав, в частности, первый систематический курс тригонометрии, а также в астрономию и точное инструментостроение в Европе; был инициатором издания типографским способом книг естественно-научного содержания, чем способствовал распространению научных знаний.Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся развитием мировой науки.
  • М. Громов. Кольцо тайн. Вселенная, математика, мысль
    Кольцо тайн. Вселенная, математика, мысль
    М. Громов
    Перед читателем книга, написанная одним из ведущих математиков наших дней, посвященная самым различным проблемам математики, физики, биологии, лингвистики, философии и истории науки и даже педагогики.Книга в той или иной степени доступна самому широкому кругу читателей, которые интересуются научными вопросами. Читатель познакомится с современными научными концепциями, изложенными автором по-своему, а также с его новыми идеями в разных областях. Особый интерес представляют разбросанные по тексту увлекательные очерки об известных научных открытиях, авторский взгляд на которые подчас нетрадиционен. Но особую роль, объединяющую все части книги вместе, играют мысли автора о Математике, о ее текущем состоянии и о ее будущем, которое не так легко предсказать.
  • Прокл Диадох. Комментарий к первой книге "Начал" Евклида
    Комментарий к первой книге "Начал" Евклида
    Прокл Диадох
    Составленный Проклом комментарий к первой книге Начал Евклида впервые переведен на русский язык в полном объёме. Ранее Ю.А.Шичалин перевел и издал в 1994 году Введение к этому комментарию, составляющее около 1/6 от объема всего текста. Трактат Прокла - это единственный дошедший до наших дней античный комментарий к Евклиду. От представляет первостепенный интерес как с точки зрения истории математики и ее преподавания, так и с точки зрения истории философии. Прокл излагает в трактате свои взгляды на природу математики и математического мышления, обсуждает устройство математических текстов, дает краткий очерк истории античной математики. В трактате содержится обсуждение аксиом, постулатов и определений Евклида, а также дается подробный комментарий ко всем 47 предложениям I книги Начал. Особый интерес представляет обсуждение Проклом проблематики, связанной с V постулатом Евклида. В частности, здесь обсуждаются античные попытки доказательства V постулата, и одно из таких доказательств принадлежит самому Проклу
  • Апостолос Доксиадис, Христос Х. Пападимитриу. Логикомикс. Поиски истины
    Логикомикс. Поиски истины
    Апостолос Доксиадис, Христос Х. Пападимитриу
    Самая уникальная графическая история всех времен. Главный герой графической новеллы - Бертран Рассел. Он одержим великой миссией - установить незыблемые логические основания математики. На пути поисков абсолютной правды он должен еще обустроить и свое личное счастье, но при этом не соскользнуть в безумие. На пути ему встречаются другие мыслители - Фреге, Гильберт, Гедель, Витгенштейн. В форме графической новеллы - изложены крупнейшие идеи математики, логики и современной философии. ЛОГИКОМИКС - это история о конфликте между идеальной рациональностью и изменчивой, столь непрочной тканью реальности. И о роли строгого рационального выбора в науке и обыденной жизни. Апостолос Доксиадис - математик, автор международного бестселлера "Дядюшка Петрос и проблема Гольдбаха", непревзойденный эксперт в том, что касается математики и ее "простого" объяснения. Христос Пападимитриу - профессор теоретической информатики Университета Калифорнии (Беркли), обладатель множества международных наград за пионерские работы в области сложных вычислений и алгоритмизации теории игр. Автор книги "Тьюринг: история об исчислении".
  • Пуанкаре А., Кутюра Л.. Математика и логика
    Математика и логика
    Пуанкаре А., Кутюра Л.
    Критическому разбору идей «логицизма» -- направления, ставящего целью обосновать математику сведением ее исходных понятий к понятиям логики, -- выдающийся французский математик и философ А.Пуанкаре (1854-1912) посвятил работу «Математика и логика», печатавшуюся в XIII и XIV томах журнала «Revue de Methaphysique et de Morale» (русский перевод появился в 1915 г.)._x000D_В отличие от «логицистов» Пуанкаре не отмежевывается от философии и не скрывает связи своих идей с идеями философов, в частности с учением Канта об априорных синтетических суждениях математики. Но, как и «логицисты», Пуанкаре в своих рассуждениях по вопросу об интуиции в математике не отделяет ясно то, что в его аргументации вызвано его философскими предубеждениями, от того, что в ней определяется специально математическими обоснованиями и что имеет значение и ценность независимо от его философских позиций. Задачу этого разграничения Пуанкаре предоставляет своим читателям и критикам. Выступая против «логицизма», Пуанкаре имел в виду не только эвристическое понимание интуиции, но и логико-гносеологический предмет спора. В своей полемике с Л.Кутюра он разумеет под «интуицией» уже не «вдохновение», не «догадку», а прямые, не опирающиеся на логику интеллектуальные усмотрения._x000D_Книга рекомендуется не только философам, логикам, историкам и методологам науки, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами логики и доказательства в науке.
  • Е. П. Ожигова. Математика в Петербургской академии наук в конце XVIII - первой половине XIX века
    Е. П. Ожигова
    В книге рассмотрен малоизученный период деятельности Петербургской академии наук и ее Математического класса. Наряду с математическими исследованиями академики занимались самыми различными вопросами: от организации системы образования в России до обучения моряков, рецензирования поступавших в Академию сочинений, участия в конкурсных комиссиях, цензурных комитетах и пр. В качестве источников автор использовал архивные материалы, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, сочинения академиков и членов-корреспондентов указанного периода, разнообразные литературные и научные издания.
  • Э. И. Березкина. Математика древнего Китая