• П. П. Волосевич, Е. И. Леванов, С. А. Фетисов. Автомодельные решения задач нагрева и динамики плазмы
    Автомодельные решения задач нагрева и динамики плазмы
    П. П. Волосевич, Е. И. Леванов, С. А. Фетисов
    С помощью автомодельных решений некоторых классов задач физики высокотемпературных газодинамических явлений исследуются различные процессы, протекающие в плазме. Полученные результаты подчеркивают эффективность групповых методов (автомодельных решений), используемых для качественного анализа процессов и проведения вычислительных экспериментов. Для студентов и аспирантов естественных факультетов технических вузов и педагогических институтов, а также для специалистов в области механики сплошной среды, физики плазмы, математического моделирования и вычислительного эксперимента.
  • А. А. Матышев. Атомная физика. Учебное пособие. В 3 частях. Часть 2. Дискретность электромагнитного излучения
    А. А. Матышев
    Серия "Университеты России" позволит высшим учебным заведениям нашей страны использовать в образовательном процессе учебники и учебные пособия по различным дисциплинам, подготовленные преподавателями лучших университетов России и впервые опубликованные в издательствах университетов. Все представленные в этой серии учебники прошли экспертную оценку учебно-методического отдела издательства и публикуются в оригинальной редакции.В пособии изложены основы атомной и квантовой физики, главное внимание уделено экспериментальным основам физики атомов и молекул, а также методам определения мировых констант в области атомной физики.Недогматически написанный материал пособия разделен на части: "Дискретность вещества", "Дискретность электрического заряда", "Дискретность электромагнитного излучения" и "Дискретность динамических переменных классической физики". Необходимость издания такой серии диктуется острыми проблемами в преподавании фундаментальных дисциплин. В данной части пособия рассматривается дискретность электромагнитного излучения.Структура материала максимально облегчает необходимость принятия нерелятивистской квантовой механики в качестве теоретического описания явлений атомного и субатомного масштаба. Для контроля знаний в конце каждой из глав приведены задачи, рекомендуемые для решения. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Техническая физика».
  • А. А. Матышев. Атомная физика. Учебное пособие. В 3 частях. Часть 3. Дискретность динамических переменных классической физики
    А. А. Матышев
    Серия "Университеты России" позволит высшим учебным заведениям нашей страны использовать в образовательном процессе учебники и учебные пособия по различным дисциплинам, подготовленные преподавателями лучших университетов России и впервые опубликованные в издательствах университетов. Все представленные в этой серии учебники прошли экспертную оценку учебно-методического отдела издательства и публикуются в оригинальной редакции.В пособии изложены основы атомной и квантовой физики, главное внимание уделено экспериментальным основам физики атомов и молекул, а также методам определения мировых констант в области атомной физики.Недогматически написанный материал пособия разделен на части: "Дискретность вещества", "Дискретность электрического заряда", "Дискретность электромагнитного излучения" и "Дискретность динамических переменных классической физики". Необходимость издания такой серии диктуется острыми проблемами в преподавании фундаментальных дисциплин. В данной части пособия рассматривается дискретность динамических переменных классической физики.Структура материала максимально облегчает необходимость принятия нерелятивистской квантовой механики в качестве теоретического описания явлений атомного и субатомного масштаба. Для контроля знаний в конце каждой из глав приведены задачи, рекомендуемые для решения. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Техническая физика".
  • Э. В. Шпольский. Атомная физика. В 2 томах. Том 1. Введение в атомную физику
    Атомная физика. В 2 томах. Том 1. Введение в атомную физику
    Э. В. Шпольский
    Двухтомник является своего рода энциклопедией атомной физики. Он переведен на многие языки и пользуется заслуженным успехом в России и за рубежом. Первый том посвящен главным образом экспериментальным основаниям физики микромира. Он завершается рассмотрением волновых свойств материи, установлением уравнения Шрёдингера и его простейшими приложениями к одномерным задачам квантовой механики. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, аспирантов и всех, интересующихся современной физикой.
  • Э. В. Шпольский. Атомная физика. В 2 томах. Том 2. Основы квантовой механики и строение электронной оболочки атома
    Э. В. Шпольский
    Двухтомник является своего рода энциклопедией атомной физики. Он переведен на многие языки и пользуется заслуженным успехом в России и за рубежом. Второй том посвящен основам квантовой механики и строению электронной оболочки атома. Квантовая механика излагается символическим методом - как алгебра фундаментальных величин теории. Большое внимание уделено математическому аппарату. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, аспирантов и всех, интересующихся современной физикой.
  • Валерий Граков,Сергей Маскевич,Анатолий Сокольский,Г. Стельмах,Н. Стрекаль. Атомная физика. Теоретические основы и лабораторный практикум
    Атомная физика. Теоретические основы и лабораторный практикум
    Валерий Граков,Сергей Маскевич,Анатолий Сокольский,Г. Стельмах,Н. Стрекаль
    Содержит наиболее важные темы курса "Физика атома и атомных явлений" и 18 лабораторных работ, 7 из которых выполняются путем компьютерного моделирования физических явлений и численного решения стационарного уравнения Шредингера. Каждая лабораторная работа включает краткое изложение теории, описание экспериментальной установки или моделирующей программы, порядок выполнения, контрольные вопросы и задания. В приложении приведены дополнительный теоретический материал, а также таблицы основных параметров атомов и фундаментальных физических постоянных. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Физика".
  • А. А. Матышев. Атомная физика. В 3 частях. Часть 1. Дискретность вещества и электрического заряда. Учебное пособие
    А. А. Матышев
    Серия "Университеты России" позволит высшим учебным заведениям нашей страны использовать в образовательном процессе учебники и учебные пособия по различным дисциплинам, подготовленные преподавателями лучших университетов России и впервые опубликованные в издательствах университетов. Все представленные в этой серии учебники прошли экспертную оценку учебно-методического отдела издательства и публикуются в оригинальной редакции.В пособии изложены основы атомной и квантовой физики, главное внимание уделено экспериментальным основам физики атомов и молекул, а также методам определения мировых констант в области атомной физики.Недогматически написанный материал пособия разделен на части: "Дискретность вещества", "Дискретность электрического заряда", "Дискретность электромагнитного излучения" и "Дискретность динамических переменных классической физики". Необходимость издания такой серии диктуется острыми проблемами в преподавании фундаментальных дисциплин. В данной части пособия рассматривается дискретность вещества и электрического заряда.Структура материала максимально облегчает необходимость принятия нерелятивистской квантовой механики в качестве теоретического описания явлений атомного и субатомного масштаба. Для контроля знаний в конце каждой из глав приведены задачи, рекомендуемые для решения.Предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Техническая физика".
  • В. П. Милантьев. Атомная физика. Учебник и практикум
    Атомная физика. Учебник и практикум
    В. П. Милантьев
    В учебнике изложены основы современной физики атомов и молекул. Рассмотрены многочисленные эксперименты и опытные факты, приведшие к квантовым понятиям и представлениям. Даны элементы атомно-молекулярной спектроскопии. Проанализированы разнообразные атомно-молекулярные эффекты и явления и их приложения. Приведено большое число задач с решениями и пояснениями.Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным направлениям и специальностям. Может быть использовано на курсах повышения квалификации для преподавателей вузов.
  • В. П. Милантьев. Атомная физика. Учебник и практикум
    Атомная физика. Учебник и практикум
    В. П. Милантьев
  • Матышев А.А.. Атомная физика в 3 ч. Часть 1. Дискретность вещества и электрического заряда. Учебное пособие для академического бакалавриата
    Матышев А.А.
    В пособии изложены основы атомной и квантовой физики, главное внимание уделено экспериментальным основам физики атомов и молекул, а также методам определения мировых констант в области атомной физики.Недогматически написанный материал пособия разделен на части: «Дискретность вещества», «Дискретность электрического заряда», «Дискретность электромагнитного излучения» и «Дискретность динамических переменных классической физики». Необходимость издания такой серии диктуется острыми проблемами в преподавании фундаментальных дисциплин.В данной части пособия рассматривается дискретность вещества и электрического заряда. Структура материала максимально облегчает необходимость принятия нерелятивистской квантовой механики в качестве теоретического описания явлений атомного и субатомного масштаба. Для контроля знаний в конце каждой из глав приведены задачи, рекомендуемые для решения.
  • В. В. Варламов, Б. С. Ишханов. Базы ядерных данных в научных исследованиях. Учебное пособие
    Базы ядерных данных в научных исследованиях. Учебное пособие
    В. В. Варламов, Б. С. Ишханов
    Учебное пособие предназначено для студентов, углубленно изучающие физику атомного ядра в рамках курса общей ядерной физики. Цель учебно пособия - указать студентам, уже ознакомленным с основами физики ядра общем курсе, путь к современным массивам характеристик ядер и ядерных) реакций, содержащихся в электронных базах ядерных данных Центра данных фотоядерных экспериментов (ЦЦФЭ, CDFE) НИИЯФ МГУ и его партнеров по сети Центров ядерных данных Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Пособие представляет возможности современных баз ядерных данных, таких как выходы и сечения ядерных реакции, энергетические угловые распределения их продуктов, массы и энергии связи ядер, энергии отделения нуклонов и кластеров, спектры состояний ядер, их спины, четности, изоспины, зарядовые и массовые радиусы и плотности, данные о форме ядер, характеристики распадов нестабильных ядер.Пособие описывает базы данных (БД) как новые и эффективные средства научных исследований, с помощью которых на основе известных данных возможно получение новых данных, новой информации и, в конечном счете,, нового научного знания об объектах исследований. Эти возможности иллюстрируются новыми опубликованными результатами выполненных научных исследований.
  • А. Л. Шаляпин, В. И. Стукалов. Введение в классическую электродинамику и атомную физику
    Введение в классическую электродинамику и атомную физику
    А. Л. Шаляпин, В. И. Стукалов
    Излагается классическая теория электромагнитных явлений в оригинальном изложении с привлечением модельных представлений для раскрытия механизмов формирования электромагнитных полей. Рассматривается новый подход к решению проблемы заряда частиц с использованием волновых процессов в эфире. Дается полный вывод уравнений Максвелла и других уравнений электродинамики без привлечения специальной теории относительности. На конкретных примерах демонстрируется эффективность применения классической электродинамики для решения ряда ключевых задач атомной физики. Это - электромагнитная устойчивость планетарного атома, дифракция микрочастиц на монокристаллах, спектр излучения абсолютно черного тела, законы фотоэффекта и др. Книга предназначена дня студентов и преподавателей технических вузов, а также научных сотрудников и инженеров, интересующихся фундаментальной физикой.
  • В. М. Емельянов, С. Л. Тимошенко, М. Н. Стриханов. Введение в релятивистскую ядерную физику
    Введение в релятивистскую ядерную физику
    В. М. Емельянов, С. Л. Тимошенко, М. Н. Стриханов
    Обсуждаются феноменологические модели ядерного вещества при высоких плотностях энергии и температурах. Представлен обзор моделей, описывающих пространственно-временную эволюцию ядерного вещества, приведены оценки начальных плотностей энергии в столкновениях релятивистских тяжелых ионов. Обсуждаются эксперименты по измерению сигналов формирования кварк-глюонной плазмы в столкновениях тяжелых ионов. Описан метод корреляции тождественных частиц, позволяющий определить размер области испускания частиц и его временную эволюцию. Содержатся основные сведения по пособытийному анализу столкновений тяжелых ионов. Рассмотрены основные идеи ультрапериферической ядерной физики. Содержится краткий обзор экспериментальных данных RHIC и их анализ. Первые пять глав книги основаны на курсе лекций, прочитанных одним из авторов для студентов пятого курса факультете ЭТФ МИФИ. Их содержание соответствует программе курса "Введение в релятивистскую ядерную физику". Для специалистов-ядерщиков, а также студентов старших курсов и аспирантов, обучающихся по специальностям "Физика элементарных частиц", "Экспериментальные методы ядерной физики" и "Микро- и космофизика".
  • И. М. Капитонов. Введение в физику ядра и частиц
    Введение в физику ядра и частиц
    И. М. Капитонов
    Книга содержит материал заключительного раздела общего курса физики, посвященного атомным ядрам и элементарным частицам. Он представлен в виде 15 лекций, в которых суммирован многолетний опыт преподавания этого раздела физики студентам физического факультета Московского государственного университета. В последних лекциях рассматриваются космологические аспекты физики частиц и ядер. Книга содержит новейшую информацию и снабжена большим числом приложений.Данное издание предназначено как студентам-физикам для первого систематического знакомства с физикой ядра и частиц, так и студентам, специализирующимся в этой области физики. Оно также полезно преподавателям и аспирантам физических факультетов высших учебных заведений.
  • В. А. Астапенко. Взаимодействие излучения с атомами, молекулами и наночастицами
    Взаимодействие излучения с атомами, молекулами и наночастицами
    В. А. Астапенко
    Учебник посвящен систематическому изложению физики основных элементарных процессов, возникающих при взаимодействии электромагнитного поля с атомами и наночастицами. Рассмотрены такие фундаментальные явления как поглощение излучения, люминесценция, индуцированное излучение, фотоионизация, тормозное излучение, включая поляризационный канал, различные виды рассеяния фотона на атомах и мезообъектах, в том числе с участием поверхностных плазмонов, а также фотопереходы в молекулярных системах и наноструктурах. Когерентные нестационарные процессы - самоиндуцированная прозрачность, оптическая нутация и фотонное эхо - описаны в рамках формализма вектора Блоха, позволяющего дать их наглядную геометрическую интерпретацию. Основному материалу предпослано рассмотрение электромагнитного взаимодействия на примере простейших классических систем - гармонического осциллятора и осциллятора Морзе. Особое внимание уделено фазовому контролю фотовозбуждения классического осциллятора в поле ультракоротких импульсов и в бихроматическом поле, играющему важную роль в современной лазерной физике и химии. Представлено классическое описание взаимодействия электромагнитного излучения с веществом на основе спектроскопического принципа соответствия, включая вывод выражений для коэффициентов Эйнштейна. Подробно рассмотрена динамическая поляризуемость атома - величина, занимающая центральное место в описании отклика вещества на электромагнитное воздействие. Рассмотрены неупругие процессы при взаимодействии электронов с атомными частицами. Для студентов и преподавателей, научных работников в областях атомной физики и фотоники.
  • В. Д. Ляховский, А. А. Болохов. Группы симметрии и элементарные частицы
    Группы симметрии и элементарные частицы
    В. Д. Ляховский, А. А. Болохов
    Пособие посвящено основным методам теории групп, применяемым в современной теории элементарных частиц. Изложен теоретико-групповой подход к исследованию элементарных частиц, рассмотрены групповые основы конкретных физических моделей. Книга предназначена для студентов старших курсов физических факультетов университетов. Может быть полезна научным работникам, аспирантам, специализирующимся в области физики элементарных частиц.
  • В. Д. Ляховский, А. А. Болохов. Группы симметрии и элементарные частицы
    Группы симметрии и элементарные частицы
    В. Д. Ляховский, А. А. Болохов
    Двойной бета-распад. Учебное пособие
    Учебное пособие посвящено одной из наиболее актуальных проблем современной ядерной физики, исследованию самой редкой моды радиоактивного распада - двойному бета-распаду. В учебном пособии рассмотрены характеристики атомных ядер, для которых возможен этот тип радиоактивного распада. Особое внимание уделяется экспериментальным методам наблюдения этой редкой моды распада. Учебное пособие составлено на основе лекций и семинарских занятий по курсу "Радиоактивность". Пособие будет полезно при проведении семинарских занятий и для самостоятельного обучения. Для студентов физических специальностей.
  • А. П. Черняев. Ионизирующие излучения
    Ионизирующие излучения
    А. П. Черняев
    Настоящая книга носит характер и монографии и учебного пособия для студентов по физике взаимодействия ионизирующего излучения с веществом. Она подготовлена на основе лекций, читавшихся автором на кафедре физики ускорителей и радиационной медицины физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова в период с 1996 по 2012 год. Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальностям ядерная физика, физика и техника ускорителей, медицинская физика. Книга полезна студентам, аспирантам, докторантам и специалистам, использующим ионизирующие излучения в радиобиологии и медицине, радиохимии, промышленности и других областях.
  • Крайнов В.П., Смирнов Б.М.. Квантовая теория излучения атомных частиц
    Квантовая теория излучения атомных частиц
    Крайнов В.П., Смирнов Б.М.
    Учебное пособие посвящено аналитическим и приближенным методам описания основных разделов квантовой теории излучения. Большое внимание уделяется физической и качественной интерпретации теории. Рассмотрены однофотонные Твердыйеходы атомных частиц, сечение и интенсивность вынужденного и спонтанного фотоизлучения, параметры радиационных Твердыйеходов и схема уровней некоторых низколежащих возбужденных состояний атомов. Приведены расчеты силы осциллятора и различных правил сумм. Обсуждается оптическая накачка атомов и охлаждение атомов в лазерном поле. Даны правила отбора и вероятности излучательных электронных Твердыйеходов, однофотонных Твердыйеходов между колебательными и вращательными состояниями молекул. Рассмотрена поляризация спонтанного излучения атомных частиц и распространение излучения в газе, а также различные механизмы уширения спектральных линий: радиационное, доплеровское, ударное и квазистатическое уширение. Анализируется рассеяние фотонов на атомных частицах, фотоионизация и фоторекомбинация атомных частиц, фотодиссоциация молекул, тормозное излучение с участием электронов, рассеяние и поглощение света металлическими микрочастицами, излучение металлических кластеров, молекулярного газа, фотосферы Солнца и атмосферы Земли. Обсуждаются основные законы статистической физики излучения. Для студентов старших курсов, аспирантов, преподавателей физических и инженерно-физических факультетов, специализирующихся в Мягкийасти излучательных процессов в атомной физике.