• Д. И. Трубецков, Е. С. Мчедлова, Л. В. Красичков. Введение в теорию самоорганизации открытых систем
    Введение в теорию самоорганизации открытых систем
    Д. И. Трубецков, Е. С. Мчедлова, Л. В. Красичков
    Книга представляет собой введение в теорию образования структур в далеких от равновесия системах. Читателю предлагается общий взгляд на самоорганизацию в открытых системах с точки зрения термодинамики и теории образования диссипативных структур. В книге содержится классификация структур, возникающих в открытых системах, и приводится большое количество примеров процессов самоорганизации в термодинамике, гидродинамике, биофизике, химии, экологии, социологии. Для каждого случая проводится теоретический анализ, результаты моделирования сопоставляются с динамикой реальных систем. Для студентов и аспирантов физических, физико-технических, инженерно-физических и математических специальностей вузов; книга может быть полезна биологам, химикам, экологам и другим специалистам, интересующимся явлениями самоорганизации в нелинейных неравновесных системах.
  • И. Е. Иродов. Волновые процессы. Основные законы. Учебное пособие
    Волновые процессы. Основные законы. Учебное пособие
    И. Е. Иродов
    Данное учебное пособие содержит теоретический материал (основные идеи волновых процессов), а также разбор многочисленных примеров и задач, где показано, как (по мнению автора) надо подходить к их решению. Задачи тесно связаны с основным текстом и часто являются его развитием и дополнением. Материал книги, насколько возможно, освобожден от излишней математизации - основной акцент перенесен на физическую сторону рассматриваемых явлений. Для студентов физических специальностей вузов.
  • Н. И. Ширяева, С. И. Лучич. Задачи по общему курсу физики в вопросах и ответах. Электричество и магнетизм
    Задачи по общему курсу физики в вопросах и ответах. Электричество и магнетизм
    Н. И. Ширяева, С. И. Лучич
    Настоящее учебное пособие написано в соответствии с программой дисциплины "Общая физика" для высших технических учебных заведений. В него включены все темы разделов "Электростатика" и "Электромагнетизм". Цель пособия - дать возможность студенту научиться решать задачи под руководством преподавателя, для чего используется метод диалога между преподавателем и студентом. В начале пособия дана хронология открытий электрических и электромагнитных явлений. Каждая тема начинается с рассмотрения теории в форме диалога между преподавателем и студентом, а заканчивается разбором типовых задач, производимым в той же форме. При разборе задач показывается, как создается метод решения поставленной задачи путем анализа ее физического содержания. Данная книга является продолжением пособия "Задачи по общему курсу физики в вопросах и ответах". Первая книга пособия - "Механика" - вышла в издательстве URSS в 2009 году. Пособие предназначено для студентов высших технических учебных заведений. Оно поможет им успешно преодолеть трудности, возникающие при самостоятельном решении задач.
  • Михаил Дектерев,Владимир Комаров,Галина Преснякова,Алексей Суковатый,Данила Худоногов,Дарья Володина,Алексей Трухин,Альберт Сарафанов. Исследование физических явлений в электрических цепях с применением интернет-технологий. Учебное пособие
    В книге рассмотрены основные задачи и особенности организации лабораторных исследований с удаленным доступом в электрических цепях; приведено описание специализированного сетевого учебно-исследовательского аппаратно-программного комплекса «Физика. Электродинамика», разработанного с применением технологий National Instruments, на базе которого выполняются лабораторные исследования; разобраны методики математического моделирования физических процессов в электрических цепях с применением системы OrCAD; даны задания и методические указания к циклу лабораторных работ по экспериментальному исследованию и математическому моделированию физических явлений в электрических цепях (однородный участок цепи, RC- п RL-цепи; последовательный колебательный контур; цепи с германиевым и кремниевым полупроводниковыми диодами).Издание предназначено для студентов технических и естественнонаучных направлений вузов, учащихся профтехучилищ и колледжей.
  • Э. Уиттекер. История теории эфира и электричества
    История теории эфира и электричества
    Э. Уиттекер
    Фундаментальное сочинение выдающегося английского математика и механика направлено на своего рода ревизию стройного здания науки об электричестве и магнетизме. Однако эта ревизия принадлежит перу крупного мастера, а его соображения по поводу фундаментальных физических принципов и понятий - поле, сила, энергия - представляют большой интерес для современной науки. Первый том трактата Уиттекера на английском языке появился в 1910 г., второй - в 1959. Оба они ранее не переводились на русский язык. Для широкого круга читателей - физиков, математиков, историков науки, философов.
  • А. Б. Борисов, В. В. Киселев. Квазиодномерные магнитные солитоны
    Квазиодномерные магнитные солитоны
    А. Б. Борисов, В. В. Киселев
    Монография содержит полное и замкнутое изложение современного состояния теории квазиодномерных магнитных солитонов. Кроме традиционного описания нелинейной динамики магнетиков с помощью уравнений Ландау - Лифшица, излагается метод феноменологических лагранжианов спиновых волн. Наиболее эффективные методы интегрирования нелинейных уравнений - метод обратной задача рассеяния и процедура "одевания" - применяются для построения и анализа солитонных решений базовых моделей теории магнетизма: уравнений Ландау-Лифшица для изотропного ферромагнетика, ферромагнетиков с квадратичной по намагниченности анизотропией, двухподрешеточного ферримагнетика, а также киральных моделей для многоподрешеточных магнетиков. Специальные варианты редуктивной теории возмущений развиты для изучения слабонелинейной динамики обменно-магнитостатических волн в пластинах конечной толщины, а также магнитоупругих солитонов. В рамках модели синус-Гордон аналитически описана сильнонелинейная динамика в спиральных структурах магнетиков без центра инверсии. Книга адресована научным сотрудникам, аспирантам и студентам вузов соответствующих специальностей.
  • Юрий Голубовский,Анатолий Кудрявцев,Владимир Некучаев,Ирина Порохова,Лев Цендин. Кинетика электронов в неравновесной газоразрядной плазме
    Кинетика электронов в неравновесной газоразрядной плазме
    Юрий Голубовский,Анатолий Кудрявцев,Владимир Некучаев,Ирина Порохова,Лев Цендин
    В книге впервые систематически излагается физика газоразрядной плазмы с позиций последовательного кинетического подхода. Это позволило дать самосогласованное описание основных областей газовых разрядов: приэлектродных слоев объемного заряда и различных плазменных зон - отрицательного свечения, фарадеева темного пространства, положительного столба разряда, анодного падения; рассматриваются также проблемы развития неустойчивостей, включая страты и контракцию. Главное внимание уделяется нелокальному кинетическому описанию свободных электронов плазмы в неоднородных полях, т. е. применительно к реальным условиям существования различных форм и типов газового разряда. Материал, изложенный по принципу от простого к сложному, объединяет несколько спецкурсов, читаемых студентам 3-6 курсов физических специальностей университетов. Пособие предназначено для студентов и аспирантов, специализирующихся в области физики плазмы и плазменных технологий, физики газового разряда, лазерной физики и квантовой электроники. Оно может быть полезно и специалистам, работающим в смежных областях.
  • В. И. Яковлев. Классическая электродинамика. Часть 2. Электромагнитные волны. Четырехмерная электродинамика
    В. И. Яковлев
    Начальный курс электродинамики, предназначенный для студентов классических университетов и технических высших учебных заведений с углублённым изучением физики и математики. Может быть использован для самостоятельного овладения простыми методами теоретического исследования электромагнитных процессов.Данная вторая часть курса касается вопросов возникновения и распространения электромагнитных волн как в свободном пространстве, так и при наличии простейших ограничивающих поверхностей.Рассматриваются интерференция и дифракция электромагнитной волны, а также прохождение волны через материальную среду и происхождение рассеянной волны. Содержится релятивистское описание электродинамики и излучение релятивистских зарядов.
  • В. И. Яковлев. Классическая электродинамика. Часть 1. Электричество и магнетизм
    Классическая электродинамика. Часть 1. Электричество и магнетизм
    В. И. Яковлев
    Начальный курс электродинамики, предназначенный для студентов классических университетов и технических высших учебных заведений с углублённым изучением физики и математики. Может быть использован для самостоятельного овладения простыми методами теоретического исследования электромагнитных процессов.Данная первая часть курса охватывает электростатику и магнитостатику, содержит переход к исследованию нестационарных полей с введением системы уравнений Максвелла и завершается рассмотрением нестационарных процессов в квазистационарном приближении.
  • Н.В. Карлов, Н.А. Кириченко. Колебания, волны, структуры
    Колебания, волны, структуры
    Н.В. Карлов, Н.А. Кириченко
    Дается систематическое изложение современной теории колебаний и волн. Первая часть представляет собой элементарное введение в теорию колебаний. Во второй части излагаются наиболее существенные понятия и методы теории нелинейных динамических систем. Исследуется стохастичность гамильтоновых и диссипативных систем. Третья часть посвящена волновым процессам в линейных и нелинейных системах. В комментариях и приложениях рассмотрены некоторые задачи распространения волн, взаимодействия излучения с веществом и другие задачи нелинейной динамики, а также приведены сведения справочного характера. Основное содержание книги дополнено некоторым количество задач с подробными их решениями. Книга предназначена студентам, аспирантам и научным работникам, интересующимся теорией колебаний и ее приложениями.
  • И. В. Савельев. Курс общей физики. В 5 томах. Том 2. Электричество и магнетизм
    Курс общей физики. В 5 томах. Том 2. Электричество и магнетизм
    И. В. Савельев
    Пятитомный курс общей физики, созданный И.В.Савельевым на базе лекций, которые он читал в Московском инженерно-физическом институте, знакомит студентов с основными идеями и методами физики. Второй том включает материал, посвященный электричеству и магнетизму. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по техническим направлениям и специальностям.
  • С. Э. Фриш, А. В. Тиморева. Курс общей физики. В 3 томах. Том 2. Электрические и электромагнитные явления
    Курс общей физики. В 3 томах. Том 2. Электрические и электромагнитные явления
    С. Э. Фриш, А. В. Тиморева
    Трехтомный "Курс общей физики", написанный совместно С.Э.Фришем и А.В.Тиморевой, в течение многих лет был одним из основных курсов физики, выдержал множество переизданий, в том числе на иностранных языках. Учебник отличается ясностью логики и алгоритма изложения, простотой подачи материала. Во втором томе освещаются электрические и электромагнитные явления. Учебник рекомендован для студентов технических вузов и университетов.
  • А. В. Бармасов, В. Е. Холмогоров. Курс общей физики для природопользователей. Электричество
    Курс общей физики для природопользователей. Электричество
    А. В. Бармасов, В. Е. Холмогоров
    Книга является четвертой из серии книг полного курса общей физики для природопользователей и представляет собой расширенный адаптированный лекционный курс. Важной особенностью книги является сочетание фундаментальности и профилизации в рамках ограниченного числа лекционных часов. Профилизация курса заключается в выборе приоритетов и в иллюстрациях применения физики в геологии, биологии, почвоведении и экологии, что создает основу для изучения спецкурсов. Изложены основные разделы курса: электростатика, электрическое поле, диэлектрики, проводники, электрическая емкость, электрический ток в металлах, электролитах, вакууме и газах, биоэлектричество, электрические свойства горных пород, принципы электроразведки. Структура изложения удобна для подготовки к тестированию остаточных знаний в вузах. Приводятся вопросы для самопроверки. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным и техническим направлениям.
  • А. В. Бармасов, В. Е. Холмогоров. Курс общей физики для природопользователей. Колебания и волны
    Курс общей физики для природопользователей. Колебания и волны
    А. В. Бармасов, В. Е. Холмогоров
    Книга является второй из серии книг полного курса общей физики для природопользователей и представляет собой расширенный адаптированный лекционный курс. Важной особенностью книги является сочетание фундаментальности и профилизации в рамках ограниченного числа лекционных часов. Профилизация курса заключается в выборе приоритетов и в иллюстрациях применения физики в геологии, биологии, почвоведении и экологии, что создает основу для изучения спецкурсов. Изложены основные разделы курса: колебания, линейный осциллятор, энергия гармонического колебания, собственные, затухающие, вынужденные колебания, резонанс, продольные, поперечные и стоячие волны, фазовая и групповая скорости волн, волновое уравнение, интерференция волн, эффект Доплера, принципы локации, принципы сейсморазведки, вибрации и др. Структура изложения удобна для подготовки к тестированию остаточных знаний в вузах. Приводятся вопросы для самопроверки. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по естественно-научным и техническим направлениям.
  • Г. А. Зисман, О. М. Тодес. Курс общей физики. В 3 томах. Том 2. Электричество и магнетизм
    Курс общей физики. В 3 томах. Том 2. Электричество и магнетизм
    Г. А. Зисман, О. М. Тодес
    Материал известного трехтомного "Курса общей физики" построен с учетом особенностей преподавания физики в вузах и университетах, осуществляющих подготовку по естественнонаучным, техническим и педагогическим направлениям. Выводы и доказательства приведены на примерах с простейшей геометрией, для симметричных контуров и полей. В ряде случаев обобщения приведенных доказательств базируются на чисто физических соображениях, более важных для усвоения, чем громоздкие математические выводы. Второй том содержит учение об электричестве. В нем излагаются электростатика, законы постоянного тока, электромагнетизм и электромагнитные волны, основные сведения об электрических свойствах различного рода веществ, некоторые важные для приложений вопросы электроники. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим, естественнонаучным и педагогическим специальностям.
    Курс общей физики. В 3 томах. Том 2. Электрические и электромагнитные явления
    С. Э. Фриш, А. В. Тиморева
  • А. А. Яблонский, С. С. Норейко. Курс теории колебаний
    Курс теории колебаний
    А. А. Яблонский, С. С. Норейко
    Написанное известными учеными учебное пособие содержит основные темы курса теории колебаний. Показано применение матриц к исследованию свободных и вынужденных колебаний систем. Включена глава, посвященная электромеханическим аналогиям и их применению к исследованию колебаний, в которой рассмотрено построение электрических моделей - аналогов механических систем. Рассмотрены принципы электрического моделирования механических систем. Приведено большое количество практических примеров с подробными решениями и вопросы для самоконтроля. Для студентов технических вузов очной и заочной системы обучения, аспирантов, инженерно-технических работников.
  • С. И. Попель. Лекции по физике пылевой плазмы
    Лекции по физике пылевой плазмы
    С. И. Попель
    Предлагаемое издание знакомит читателя с основами физики пыле­вой плазмы. Приводятся примеры, характерные для технологических и природных плазменно-пылевых систем тлеющего и ВЧ-разрядов, поляр­ных мезосферных облаков, приповерхностной области Луны и др. Может использоваться в качестве учебного пособия по изучению нелинейной физики, физики плазмы, наук о Земле и других планетах, астрофизики. Предназначено для студентов, аспирантов, научных сотрудников и инженеров физических, геофизических и технических специальностей высших учебных заведений.
  • Д. А. Франк-Каменецкий. Лекции по физике плазмы
    Лекции по физике плазмы
    Д. А. Франк-Каменецкий
    Излагаются основные понятия физики плазмы и простейшие инженерные расчеты. Подробно рассматриваются термодинамические свойства плазмы; равновесная и стационарная ионизация; адиабатическое и дрейфовое движение заряженных частиц; элементарная гидродинамическая теория распространения волн в холодной и горячей плазме; простейшие вопросы физической кинетики и ее применения к плазме. Книга рассчитана на студентов физических и технических специальностей и инженеров, имеющих дело с многообразными приложениями физики плазмы.
  • А. Г. Куликовский, Г. А. Любимов. Магнитная гидродинамика
    Магнитная гидродинамика
    А. Г. Куликовский, Г. А. Любимов
    Изложены основы магнитной гидродинамики как науки о взаимодействии движущейся электропроводящей сплошной среды с электромагнитным полем. Основное внимание уделено исследованию качественных эффектов, возникающих при этом взаимодействии. Дается вывод уравнений магнитной гидродинамики, оценка пределов их применимости, анализ условий на разрывах решений, а также анализ решений классических задач о волновых движениях идеально проводящих сред. Эффекты, связанные с конечной электропроводимостью среды, демонстрируются на простейших задачах (прямолинейные течения, структура ударных волн, течения в трубках тока и обтекание намагниченных тел), которые, однако, являются отправными задачами для приложений магнитной гидродинамики. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: "Гидроаэродинамика", "Гидрология", "Гидравлические машины и гидропневмомашины", "Гидрофизика", "Гидромеханика". Может быть полезно ученым и специалистам.